Формирование функциональной грамотности
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях.
Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности:
· https://fg.resh.edu.ru/
· https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности:
· Формирование функциональной грамотности
· Национальные и международные исследования качества
· Функциональная грамотность. Готовимся к PISA
Проект по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся Саратовской области реализуется в соответствии с приказом министерства образования Саратовской области от 8 сентября 2022 года №1472 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2022/2023 учебный год». Соисполнителями мероприятий проекта на территории региона являются министерство образования Саратовской области, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и кафедры ГАУ ДПО «СОИРО», ГАУ СО «РЦОКО», органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ можно посмотреть по ссылке https://soiro64.ru/prioritetnye-napravlenija/cnppn/
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ можно посмотреть по ссылке https://soiro64.ru/prioritetnye-napravlenija/cnppn/
Нормативные документы и письма по формированию и оценке функциональной грамотности:
федерального уровня
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №590, Министерства просвещения Российской Федерации №219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» (скачать)
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий» (скачать)
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» (скачать pdf)
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021 № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности» (скачать)
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (скачать)
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» (скачать)
регионального уровня: